Экскурс в историю

«…Не быть здесь месту пусту!»

История местности Уткина заводь началась еще полторы тысячи лет назад. Тогда, в начале шведского владычества, и говорили первые поселенцы совсем не по-славянски. Деревенька та называлась «на Сонцоритсе», числилось в ней три двора, и протекала через нее, гармонично разделяя всю местность, река Утка с притоками.

Одна из легенд гласит, что название Уткина заводь произошло от заводчика- купца Уткина, устроившего здесь затон для отстоя судов. А историки утверждают совсем иное. В шведские времена речка называлась Сорсайоки (Сорейоки, Сорсийоки) — от корня sorsa - утка. Русские только приспособили название на свой манер — так речка постепенно стала «Уткой». Это название распространилось на всю окружающую местность, окончательно утвердившись к концу XVIII века.

Александр Андреевич Безбородко Александр Андреевич Безбородко

За свою длинную историю, «Уткина заводь» сменила немало хозяев. Екатерина II в начале 1780-х годов пожаловала Уткину заводь своему прославленному соратнику, государственному деятелю Александру Андреевичу Безбородко, но князь, занятый государственными делами не уделял особого внимания к этим землям. Позднее, по соседству образовалась немецкая колония Новосаратовская, вокруг названия которой тоже ходит не мало легенд. Одна из них гласит: по указу императрицы Екатерины Великой, в начале 1760-х годов, немцы следовали на постоянное поселение в Саратов, а Петербург был лишь перевалочным пунктом, но, по неизвестной причине, так и остались в Уткиной заводи. Сотня немецких дворов умудрялась снабжать большую часть населения Санкт-Петербурга, в том числе и королевский двор, отменными свежими овощами и молочными продуктами.

Гавриил Петрович Гагарин Гавриил Петрович Гагарин

В конце ХVIII века местность с сосновым бором стала собственностью князей Гагариных, которые часто приезжали, а летом жили здесь постоянно. В имении наводится порядок, и оно получает второе название по имени М. И. Гагариной — Марьино. После смерти П. Г. Гагарина в 1850 году у дачного поместья опять один за другим сменяются хозяева. Последним владельцем был генерал Александр Иванович Чернов, человек состоятельный, оборотистый предприниматель и ценитель искусств. Решив построить загородный дом, он пригласил возглавить строительство знаменитого архитектора А.И. фон Гогена. На сегодняшний день бывшая дача генерала Чернова — единственный образец увеселительной загородной постройки в Уткиной заводи.

К концу XIX века Уткина Заводь из загородной дачной местности постепенно стала превращаться в промышленный центр района. Один за другим открывались заводы и мелкие частные производства. Первые «девелоперы» спешили занять выгодное местоположение.

Дома завода Беляева или Варгунина Дома завода Беляева или Варгунина

Здесь работали знаменитые кирпичные и лесопильные заводы Петра Беляева, суконная и одеяльная фабрика Торнтона, Невская фабрика братьев Варгуниных, Александро-Невская мануфактура Карла Яковлевича Паля и множество других более мелких предприятий. Морское министерство построило тут кирпичную водонапорную башню, которую именуют иногда (кажется, без особых на то оснований) пристрельной. Шестигранная, с контрастными фасадами и ощутимым влиянием готики, эта башня стала самым ярким архитектурным сооружением Уткиной Заводи. А перед первой мировой войной бельгийское акционерное общество «Железобетон» начало строить здесь электростанцию. Завершить работы помешала война, а после революции станцию включили в план ГОЭЛРО и работы продолжились. Поскольку часть работ была уже выполнена, к 1922 году удалось пустить первую турбину электростанции. Осенью 1922 года состоялось торжество, на котором выступил инженер Генрих Графтио: «Новая электростанция вместе с Волховстроем создаст верные условия для оживающего Петрограда, покажет, что не быть здесь месту пусту!» «Красный Октябрь» стал первенцем плана ГОЭЛРО в Петрограде. Город находился тогда на пути к настоящему оживлению, но еще год-другой — и экономика снова пошла в рост, и дополнительные энергоресурсы оказались как нельзя кстати…

Прославилась 5-я ГЭС в Уткиной заводи и во время Великой Отечественной войны, снабжая блокадный Ленинград электричеством. После войны активная застройка на территории Уткиной заводи прекратилась, немцы были депортированы, заводы закрыты. Так продолжалось до 2004 года, пока не была введена в эксплуатацию 1-ая очередь вантового моста, сдача которого, несомненно, способствует развитию территорий, к характеристикам которых теперь прибавилась еще и хорошая транспортная доступность. Новый мост через Неву в составе Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга — уникальное сооружение. Первый за трёхсотлетнюю историю города неразводной мост через Неву, перекрывающий русло реки одним пролётом, который обеспечивает постоянную связь между частями города круглогодично, 24 часа в сутки.