Альтернатива: офис в центре или за городом.
В Петербурге действуют несколько объектов, позиционирующих себя как
бизнес-парки. К ним относятся
бизнес-парк на Софийской ул., 14,
бизнес-парк «Мартышкино» (Петродворцовый район, г. Ломоносов, ул. Мира, 1) и
бизнес-парк «Ржевка». Однако эти объекты не соответствуют западным критериям этого формата. О планах строительства
бизнес-парков сегодня заявляют компании «ГК Девелопмент», «Регионы Девелопмент», холдинг Setl Сity, «Уткина Заводь Девелопмент», а также холдинг «Фаэтон» (на участке компании «Сплав»). Общая площадь заявленных проектов составляет 692 550 м
2. Сроки реализации 20102015 гг. Кроме того, в августе 2008 г. международная девелоперская компания «Европорт» заявила о намерении приобрести в Петербурге три земельных участка рядом с КАД площадью от 12 до 25 га под строительство
бизнес-парков класса А. Площадь помещений каждого из
бизнес-парков составляет около 10 тыс. м
2.
Особенности формата
Для определения
бизнес-парков специалисты консалтинговой компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko используют следующие критерии: наличие трех и более зданий, объединенных в единый комплекс, единое управление комплексом, наличие территории, похожей на парк, и внутренней инфраструктуры для сотрудников. «Развитие
бизнес-парков связано как с насыщением рынка офисных площадей, так и с недостатком и дороговизной площадей в центре. Все это подогревается транспортными проблемами и развитием рынка пригородного
жилья. Около 1 млн м
2 бизнес-парков, заявленных к вводу в Петербурге в 20092011 гг., это много, но не критично. Особенно если помнить, что факт с планом срастаются не всегда», говорит Дмитрий Смородин, генеральный директор компании «Первая генподрядная».
Близкие по концепции к
бизнес-паркам виды недвижимости офисные комплексы и офисные кластеры. Первое отличие
бизнес-парка от
бизнес-центра, по словам Юлии Готовской, исполнительного директора компании Praktis CB, цена вопроса. В
бизнес-парках арендная ставка колеблется от $300 до $500 за 1 м
2 в год. Кроме того, парку свойственно расположение не в центре города, а вблизи КАД либо другой автомобильной магистрали. Третье отличие большая, чем в
бизнес-центрах, площадь этажа. «В среднем в здании на 60 тыс. м
2 площадь этажа составляет 15 тыс. м
2», рассказала Юлия Готовская.
Перспективы есть
Эксперты и участники рынка считают проекты петербургских
бизнес-парков перспективными, но предрекают жесткую конкуренцию в будущем. «Если посмотреть на несколько лет вперед, когда все проекты будут построены и введены в эксплуатацию, думаю, что каждому из
бизнес-парков придется бороться за своего арендатора», говорит Виталий Малых, управляющий проектом компании «Адитум».
Бизнес-парки, по мнению игроков рынка, нужны городу как альтернатива офиснымцентрам в центре города. Они обеспечивают более демократичные ставки и лучшую транспортную доступность.
«Разница арендных ставок в
бизнес-парках по сравнению с офисными комплексами в центре города может составлять от 30 до 50%», говорит Валерий Трушин, руководитель группы исследований и аналитики Colliers International. При этом
бизнес-парки имеют отличную инженерную оснащенность и социальную инфраструктуру.