Окольцованная земля
www.bn.ru, 01.09.2009
Строительство кольцевой автодороги дало мощный толчок для развития прилегающих к ней территорий. В течение нескольких лет стоимость квадратного метра земли рядом с КАД увеличилась в разы. Правда, с началом кризиса стремительно обвалилась. Однако большинство проектов, заявленных к реализации на прилегающих к КАД территориях, еще остаются на плаву.
Участникам петербургского рынка недвижимости еще памятен случай, произошедший почти десять лет назад: один из известных холдингов получал участок на пересечении Выборгского шоссе и КАД, который, согласно методикам оценки земли ГУН ГУИНОН, имел, чуть ли не отрицательною рыночную стоимость. Спустя всего несколько лет земля рядом с КЛД подорожала. В 2001 году квадратный метр земли стоил 1520 евро, а уже через шесть лет за него просили 200 евро.
Властелины колец
Почти сразу после начала строительства КАД губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков подписал специальное постановление. Документ придавал прилегающим к КАД территориям особый статус «зон градостроительной деятельности особого регулирования областного значения». С этого момента правительство Ленобласти контролировало использование земель вдоль скоростной трассы. Любое проектирование и строительство разрешалось только с одобрения областных властей. Новый порядок распространялся как на государственные земли, так и на частные надеты вдоль восточного полукольца КАД: с запада от КАД до границы Петербурга, с востока трехкилометровая зона от оси дороги. Специально для координации работы была создана компания «КАД Ленобласть».
Городские власти не пошли по пути своих областных коллег, не стали создавать компаний и объявлять земли рядом с кольцевой автодорогой стратегическими. И хотя большая часть земель вокруг КАД уже не принадлежала городу. КУГИ очень внимательно следил за остатками городских земель и явно не собирался их раздавать. В частности, осенью 2006 года ЗАО "Племзавод «Ручьи» обратилось в КУГИ с просьбой продать земельный участок площадью 50 га. расположенный на территории города и прилегающий к автодороге. В КУГИ просто проигнорировали просьбу совхоза.
Однако решения городских властей все же оказали косвенное влияние на развитие этих территорий. В апреле 2008 года правительством Петербурга была разработана концепция развития
терминально-складской инфраструктуры города. Она предполагала объединение производственных и складских объектов в кластеры и создание определенных зон преимущественно с внешней стороны КАД. Согласно этой концепции к 2025 году количество складов внутри КАД должно быть в два раза меньше, чем за пределами кольца, как сказала консультант департамента консалтинга и оценки компании Maris Properties in association with СВ Richard Ellis Наталия Киреева. Кроме того, согласно поправкам в Генплан устанавливались площади для развития промышленных территорий: Парнас. Шушары, Обухово, Морской порт, Воздухоплавательный парк, Навалочная, Ладожский вокзал, район реки Охты. Большая часть из них находилась поблизости от кольцевой автодороги.
Много и складно
Как сообщили в «КАД Ленобласть», запросы инвесторов касались проектов строительства складов, жилья, торговых комплексов. Причем проекты возведения складской недвижимости заявлялись даже в местах, не имеющих съездов с КАД. Инвесторы считали, что впоследствии смогут добиться строительства новых развязок. Но получить разрешение на такое строительство у ГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода города
Санкт-Петербург» так и никто не смог. Наибольшее число складских мощностей было заявлено на участках в районах поселков Шушары и Янино, Уткиной заводи.
«Влияние мирового финансового кризиса внесло коррективы в планы девелоперов. Сроки ввода многих проектов перенесены, несколько находятся на этапе смены инвесторов пли заморожены на неопределенный срок», говорит Наталия Киреева. Об отказе от строительства логистических комплексов, в частности, заявили компании White Days Investement (170 тыс. кв. м в поселкеЯнино), Hermitage Construction & Management (164 тыс. кв. м в Шушарах).
«М-Индустрия» (95тыс. кв. м в Уткиной заводи). О приостановке развития складских проектов уже сообщили «Евразия Логистик», «Пантикапей», Immo Industry Group и др.
Однако списывать все на кризисные явления не стоит. «Насыщение рынка логистической недвижимости Петербурга, произошедшее еще до начала кризиса, привело к отказу инвесторов от этих проектов и к продаже ими своих земельных участков». говорит руководитель аналитического департамента Гильдии управляющих и девелоперов Андрей Соколов.
Были и другие причины: медленное развитие транспортной и инженерной
инфраструктуры вокруг КАД, длительность процесса получения разрешительной документации, трудности по реорганизации железнодорожных веток, согласованию объемов перевозок, отсутствие полноценных современных портовых мощностей.
Перекрестная торговля
С самого начала наибольший интерес инвесторов вызывали участки, расположенные в местах пересечения КАД и трасс, выходящих из города. Именно здесь и стали возводиться наиболее значимые объекты. Наибольших успехов добилась торговля. Одним из крупнейших инвесторов на землях Восточного полукольца КАД стала шведская компания IKEA. В Кудрово у пересечения КАД с Мурманским шоссе, был построен
торгово-развлекательный комплекс
«Mегa-Икеа». Позднее аналогичный комплекс был возведен недалеко от поселка Бугры, у развязки КАД с проспектом Энгельса. Для строительства этих комплексов компания IKEA приобрела и собственность два участка площадью по 60 га. Объем инвестиции по каждому комплексу составил около 6,5 млрд руб., а на реализацию каждого из этих проектов потребовался всего год.
Стоит сказать, что инженерное освоение упомянутых земель позволило другим инвесторам реализовать, менее значимые проекты.
Однако на сегмент крупных девелоперских проектов кризис повлиял серьезно. Так, в 2006 году был заявлен проект создания в поселке Бугры многофункционального комплекса «Невский Колизей». В 2008 году предполагалось ввести в эксплуатацию первую очередь ТРК «Невский Колизей» общей площадью 100 тыс. кв. м, с искусственным морем, развлечениями, гостиницей,
фитнес-центром и
спа-комплексом. Вторая очередь «Невский центр» по плану представляла собой два комплекса офисных зданий по 100тыс. кв. м., которые должны быть введены к 2011 году. Третья очередь «Невский ритейл» площадью 100 тыс. кв. м позиционировалась как специализированный центр для монобрэндовых точек (свыше 200 марок), которые требуют больших площадей. Кроме того, здесь планировалось разместить гипермаркеты электроники, бытовой техники, товаров для дома и продуктов. Генподрядчиком была выбрана турецкая компания Renaissance Construction, которая выступала еще и в роли партнера соинвестора (20%, от общей суммы инвестиций). Проект должен был финансироваться за счет как собственных средств девелопера, итальянской компании Margheri Group, так и банковских кредитов. Общая сумма инвестиций первоначально должна была составить около $700 млн. Окупить затраты девелопер намеревался за
восемь-десять лет. Однако в 2008 году строительство первой очереди ТРЦ «Невский Колизей» стоимостью более 120 млн евро остановилось.
Удаленный офис
Тяжелее всего в районах, прилегающих к КАД, шло развитие офисной недвижимости. Дело в том, что тенденция децентрализации офисной недвижимости началась буквально за несколько лет до начала кризиса в 2008 году. Локальные арендаторы предпочитали офисы в центре города или на основных магистралях в пределах пешеходной доступности от станций метрополитена, тем более что ставки в центральных БЦ до кризиса были практически одинаковы, как рассказывает руководитель отдела проектного брокериджа компании ASTERA St. Petersburg Ольга Земцова. Необходимость организации трансфера для сотрудников компании при этом ложились на плечи либо арендатора, либо собственника. И для тех и для других это является дополнительными затратами, следовательно, возникли проблемы с привлечением арендаторов и высокой долей вакантных площадей, с которой столкнулись офисные проекты, расположенные рядом с КАД.
С началом кризиса процесс децентрализации и вовсе прекратился. Например, в феврале 2008 года компания Becar Realty Group озвучила планы реализации проекта
бизнес-центра класса В обшей площадью 98 тыс. кв. м, а также формирование комфортной
бизнес-среды на бывшей территории завода алюминиевых конструкций в Рыбацком. Ввод первой очереди в эксплуатацию был запланирован на второй квартал 2009 года. Однако компания не смогла реализовать этот проект. Вместо этого в январе 2009 года он был выставлен на продажу.
Отдельного внимания в этой связи заслуживает зона
«Пулково-3», где в краткосрочной перспективе был заявлен довольно большой объем офисных площадей примерно 150 тыс. кв. м. С точки зрения бизнеса преимущества этого места по сравнению с центром города пока не так очевидны. Поэтому доля свободных площадей в этой зоне пока одна из самых высоких более 60%.
Лебединая песня
«В настоящий момент вокруг КАД заявлено около 800 тыс. кв. м коммерческих площадей и несколько миллионов квадратных метров жилья», рассказывает заместитель директора департамента исследований и консалтинга компании Colliers International Василий Довбня. Сейчас на продажу выставлено огромное количество земельных участков, в том числе вдоль КАД и выездных трасс. В кризис этот рынок пострадал больше всего цена на землю в районе КАД упала в три и более раза.
В этом сегменте рынка заметно присутствие спекулянтов, которые вошли в него
пять-десять лет назад.
В связи с обострившейся экономической ситуацией большинство собственников сегодня не имеют возможности начинать освоение данных земель и активно занимаются привлечением денежных средств и поиском соинвесторов. Владельцы участков не торопятся оглашать намерения относительно девелопмента своих территорий, так как не могут назвать ни масштабов строительства, ни сроков завершения работ, ни состава функций объектов.
По словам директора но консалтингу компании Praktis СВ Алексея Чижова, на земельные участки вблизи кольцевой автомобильной дороги приходится наибольшее количество предложений по продаже участков. Что, впрочем, не мешает трактовать этот факт как востребованность девелоперами данных земель.
В долгосрочной перспективе потенциал территории вокруг КАД не исчерпан. Так считают и сами девелоперы. По словам финансового директора проекта «Уткина Заводь» Дениса Гладыша, очевидно, что на КАД в ближайшее время перейдет значительная часть автомобильных потоков. При возобновлении спроса здесь должно увеличиться количество жилых проектов и, как следствие, торговых площадей. Привлекательной остается эта территория также для возведения
производственно-складских комплексов.