Аутлеты на подлете
CRE СЕВЕРО-ЗАПАД №5 (31)/2010, 17.05.2010
Впервые центры формата outlet mall
(аутлет-молл) появились в США как вариант традиционных магазинов factory outlet (магазин при фабрике или складе, реализующий избыток товара по сниженным ценам). Первый кластер магазинов, созданный специально для работы с производителями, названный Factory Outlet Center, появился в 1974 году в США, штате Пенсильвания, рассказывает Эвелина Павловская,
вице-президент по
кон-салтингу GVA Sawyer. Изначально в подобном магазине при фабрике можно было приобрести товары самого производителя без наценки ритейлера, либо со скидкой, если товар распродавался в конце сезона, либо излишки товара, которые не были реализованы розничным продавцам. В дальнейшем подобные магазины эволюционировали в небольшие одноэтажные городки торговых комплексов. А чуть позднее новый формат получил широкое распространение и в Европе, где до сих пор продолжается активное строительство аутпетов, в то время как в США этот сегмент близок к насыщению, добавляют эксперты Jones Lang LaSalle.
Сейчас в традиционном понимании
аутлет-молл представляет собой торговый центр, в котором все представленные товары реализуются со скидками круглый год вне
зави-симости от сезона, говорит Роман Евстратов, заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers International в
Санкт-Петербурге. Минимальный размер скидки 30%, но зачастую товары реализуются с
70%-ным дисконтом. Низкие цены на качественные товары известных марок в
аутлет-моллах достигаются вовсе не за счет низких арендных ставок, отмечает Камерон Сойер, председатель совета директоров GVA Sawyer. Напротив, качественный
аутлет-молл будет обеспечивать высокий товарооборот на единицу площади, и, следовательно, арендные ставки будут такими же, как в галерейных магазинах в традиционных торговых центрах. «Так как в
аутлет-моллах нет якорных арендаторов, средние арендные ставки там будут значительно выше, чем в традиционных торговых центрах. Хотя земля под строительство
аутлет-моллов действи-тельно дешевле, сами здания очень Дорогие и строятся в соответствии с самыми высокими стандартами», замечает эксперт.
Низкие цены в
аутлет-моллах, по словам
г-на Сойера, достигаются за счет комбинации двух факторов:
- арендаторами аутлет-моллов являются сами производители или дистрибьюторы. Между производителем товара и потребителем всего один или два посредника, что позволяет устанавливать низкие цены;
- в ассортименте аутлет-моллов представлено большое количество несезонных товаров или товаров из прошлых коллекций.
«Аутлет-молл это „аутлет“ для производителей и дистрибьюторов, где они могут реализовать товар, который уже не подходит под формат бутиков или традиционных торговых центров. Данные товары были „списаны“ с бухгалтерской точки зрения и, таким образом, имеют более низкую базовую стоимость по сравнению с сезонными товарами в бутиках и торговых центрах», объясняет Камерон Сойер.
Там, за горизонтом
«Обычно подобные торговые центры располагаются за пределами городской черты, в 3090 минутах езды от города», говорит Эвелина Павловская. В среднем площадь
стан-дартного ауглет-центра составляет 2030 тыс. кв. м. В силу того что большинство посетителей приезжает на автомобилях, такой молл обязательно снабжен вместительной парковкой. По словам Эвелины Павловской, сейчас обеспеченность европейцев торговыми центрами данного формата составляет примерно один
аутлет-центр на миллион жителей того или иного города. «В среднем ежедневный поток аутлета 15 тыс. человек на 10 тыс. кв. м и обеспечивается за счет расположения между несколькими большими городами, на пересечении автострад. Радиус первичной зоны охвата 40120км», отмечает она. Но поскольку посетители едут в аутлет целенаправленно, тратя достаточное количество времени на дорогу, они готовы находиться в нем дольше и тратить больше денег, чем в обычных торговых центрах, считают в Jones Lang LaSalle. «Например, покупатели известной сети аутлетов Value Retail за один визит тратят в среднем 550 евро, проводя там около 3,5 часов», добавляют эксперты компании.
«Интересный факт в Италии, несмотря на то, что коллекции старые и цены более низкие, аутлеты остаются престижными торговыми центрами, рассчитанными на
обеспе-ченного покупателя», отмечает
г-жа Павловская. «Товары, продающиеся в
аутлет-моллах, поступают не от челночников или сомнительных китайских импортеров, они поступают от известных мировых брендов и продаются в систематическом порядке под строгим контролем производителя.
Аутлет-молл отличается от барахолки так же, как
„Боинг-777“ от крестьянских дрожек. И спрос между ними не пересекается;
аутлет-моллы и вещевые рынки нацелены на совершенно разные категории потребителей», объясняет Камерон Сойер.
Иногда
аутлет-центры объединяются, образуя целую
аутлет-деревню (outlet-village). Подобные «деревни» есть, например, в окрестностях Лондона (Bicester village), Парижа (La Villee villagej и Милана (Fidenza village). «Для девелоперов и ритейлеров концепция
аутлет-центра выгодна, так как предусматривает экономичность и быстроту строительства за счет, как правило, более низкой стоимости земли вдали от города, минимальной площади мест общего пользования (галерей, лифтов, технических
поме-щений, вестибюлей, которые в обычном торговом центре занимают около 3040%)», объясняет преимущества формата Эвелина Павловская.
Бурное развитие рынка аутлетов привело к созданию компаний, профессионально занимающихся данным форматом. Специализированные управляющие компании зачастую выступают девелоперами и инвесторами таких моллов. Крупнейшими международными операторами аутлетов на рынке являются McArthur Glen, Realm, GVA Grimley, Value Retail Freeport и другие, под управлением которых находится большинство моллов в Европе. По данным Jones Lang LaSalle, лидерами среди стран по количеству
аутлет-моллов являются Великобритания (41 молл), Италия (24), Испания (18) и Франция (15). В Восточной Европе наибольшим количеством аутлетов может похвастаться Польша, где уже сейчас функционирует шесть объектов средней площадью 14 тыс. кв. м и запланировано строительство еще семи центров.
Аутлетов пока нет
Потребителем аутлетов во всем мире выступает пресловутый средний класс прослойка, формирование которой в России приостановил экономический кризис. Поэтому в нашей стране ситуация с подобным форматом обстоит куда хуже.
Что-то наподобие аутлета представляет собой «Центр стоковой торговли 0К» на западной границе Москвы, но, как правило, российские ритейлеры брендовых товаров довольствуются небольшими
дисконт-магазинами. Первый же
аутлет-молл европейского масштаба может появиться недалеко от аэропорта «Шереметьево» на трассе Москва
Санкт-Петербург. Компания Fashion House Development (FH0), объединившая специалистов из фламандского девелопера Liebrecht & Wood и профессионального оператора GVA Grimley Outlet Services, приобрела 13 га под строительство аутлета, площадь которого составит 40 тыс. кв. м. Первую очередь проекта компания обещает завершить к 2012 году. Калининградские девелоперы неоднократно высказывали мнение, что аутлет будет уместен в Калининградской области, где покупательский поток может быть обеспечен за счет будущей игорной зоны, а также жителей сопредельного Евросоюза. Правда, для последних поездка в Калининград пока осложняется визовыми проблемами.
Отметим, что ранее в Петербурге о планах по созданию первого аутлета заявляла итальянская Margheri Gruppo в рамках создания многофункционального комплекса «Невский Колизей» на севере города. Но сначала неблагоприятная конъюнктура местного рынка, а затем и кризис вынудили компанию отказаться от своих планов. Впрочем, международные операторы вновь начали проявлять интерес к Петербургу, говорит Роман Евстратов. Так британский оператор Freeport выступил консультантом проекта по созданию
ауглет-центра в проекте «Уткина Заводь» на
юго-востоке города. Британская компания подписала с девелопером проекта договор обязавшись определить целесообразность и экономическую привлекательность размещения аутлета в данном месте, а также дать рекомендации по конфигурации центра, расположению якорных арендаторов, дизайну фасадов, внутренней отделке и т. д.
Портрет типичного покупателя в outlet
- 3055 лет
- 65% женщины
- 34 посещения в год
- Дорога до центра занимает в среднем до 90 мин.
- Основные покупки происходят в выходные, дни школьных каникул
- Большие траты
- Для потребителя ценность бренд, а не мода.
Источник: GVA Sawyer
«На сегодняшний день уже готова архитектурная концепция,
бизнес-план и инвестиционный меморандум, исследование Freeport подтверждающее целесообразность и экономическую эффективность размещения дисконтного центра в
Санкт-Петербурге, на территории проекта. Мы начали поиск инвесторов и арендаторов для будущего центра. Территориально он будет расположен в торговой зоне проекта, частично вдоль КАД на участке 8 га, и составит 23 тыс. кв. м сдаваемой площади с общей зоной парковки на 1,5 тыс. мест, -говорится в сообщении компании «Уткина Заводь», занимающейся развитием 240 га в районе деревни Новосаратовка.
«Формат аутлетов
из-за своей неразвитости на настоящий момент имеет хорошие перспективы это позволяет сформировать новую рыночную нишу, которая при
пра-вильной организации станет привлекательной для покупателей», соглашается Николай Пашков, директор по профессиональной деятельности Knight Frank SPb. Он полагает, что посткризисный период подходящий момент для старта таких проектов. Как с точки зрения привлечения покупателей, которым интересно приобретать фирменные товары по ценам ниже, чем в обычных бутиках, так и с точки зрения покупки земли, которая сейчас дешева. «Рыночные и экономические предпосылки уже сформировались, однако реальное развитие формата произойдет лишь после начала реализации конкретного проекта, считает Андрей Косарев, заместитель директора отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle. И вероятнее всего, операторы сначала придут на московский рынок, а затем будут судить о потенциале Петербурга и регионов».
Конкуренция возможна
По мнению Романа Евстратова, местные проекты могут столкнуться с конкуренцией. «В Европе и Америке
аутлет-центры располагаются на удалении 30150 км от крупных городов, и расстояние частично компенсирует конкуренцию между основными
мага-зинами марки и
аутлет-форматом, говорит он. У нас же все заявленные проекты находятся не дальше КАД, и в случае их реализации будут вступать в прямую конкуренцию с городскими магазинами».
Из-за неразвитости потребительского спроса сейчас составить конкуренцию аутлетам на местном рынке могут даже небольшие
дисконт-центры, расположенные в черте города, считают эксперты. В частности, Machiavelli Luxury Group распродает товары прошлых коллекций в собственном бутике I love sale, аналогично поступает с остатками «Кашемир и шелк», ManiaGrandioza создает разовые «гаражные» распродажи на открытой территории и т. д. «Кроме того, произошла переориентация на продажи через Интернет, говорит президент Machiavelli Luxury Group Денис Белов. Так, если продажи от постоянных клиентов упали в два раза, то мы легко компенсировали эти потери за счет притока покупателей в
интернет-магазине I love sale. Также в
Санкт-Петербурге существуют магазины
«Бабочка-дисконт», дисконт-центр «Подиум» на Синопской набережной, магазины I love sale, «Орион» (Комендантский просп.) и специализированный торговый центр «Румба» у ст. метро «Кировский завод».
Еще одна сложность связана с тем, что реализацией товаров в РФ занимаются по большей части дистрибьюторы. «Главный принцип outlet подразумевает минимизацию затрат, а в случае отсутствия производства, складов и/или сети магазинов сократить затраты будет сложно. Соответственно, в таком случае необходимо будет налаживать каналы поставок товаров зарубежных производителей», считает Николай Пашков. «Это и объясняет популярность аутлетов в Европе и США, где благодаря отсутствию жестких административных границ между основными
регионами-поставщиками практически отсутствуют проблемы с финансированием, а значит, стоимость товаров значительно ниже, чем в России, соглашается с ним Денис Белов. Так, произведенная в Италии вещь с минимальными затратами напрямую от производителя может попасть на прилавок французского аутлета по привлекательной цене». В России же, по его словам, наценка на западные брендовыетовары составляет как минимум 5060%
из-за высоких таможенных сборов, затрат на доставку, процентов по банковским кредитам и т. д. Поэтому ожидать европейских цен в российских аутлетах не стоит, до тех пор пока производители брендов не локализуют свое производство в российской глубинке. Кроме того, петербургский рынок премиальных товаров (он составляет лишь 5% от московского) всегда отличался высоким объемом предложения, который значительно превышает спрос, говорит Денис Белов.
Впрочем, как свидетельствуют последние заявления российского руководства, в ближайшие годы число потребителей брендовых товаров значительно возрастет. Так, согласно принятой правительством РФ
«Стратегии-2020», через 10 лет среднемесячная заработная плата в стране составит $2700, то есть увеличится почти в пять раз. Этот прогноз в апреле прозвучал из уст руководителя администрации президента Сергея Нарышкина. Если оптимистичные ожидания
г-на Нарышкина оправдаются, в главном выигрыше окажется тот, кто встретит новый потребительский бум с готовым объектом.
Общие черты
- Планировка торгового пространства зависит оттого, организуется ли аутлет-центр открытого типа или закрытого. В первом случае такой аутлет-центр представляет собой ряды магазинов, расположенных в определенном геометрическом порядке (например, по периметру участка, буквой «П» и др.), имеющих каждый свой отдельный вход с улицы и не связанных друг с другом каким-либо общим закрытым пространством. Во втором (соответствует проектируемому типу) магазины объединены общим пространством торгового центра, в котором они расположены,
- Состав инфраструктурных элементов аутлет-центров минимален по сравнению с тра-диционным ТЦ. Как правило, он ограничивается фуд-кортом и детской зоной (примеры планировок ауглет-центра представлены ниже). Иногда в него включаются какие-либо дополнительные элементы, например развлекательный центр. Но в таком случае подобный аутлет-центр уже нельзя назвать в полной мере классическим.
- Парковка аутлет-центров организуется открытой (наземной). Парковочный индекс (количество машино-мест на 100 кв. м общей площади) находится в среднем в диапа-зоне от 11 (характерно для европейских ТЦ) до 17 м/м (более характерно для амери-канских ТЦ) на 100 кв. м общей площади аутлет-центра.
Источник: GVA Sawyer